Главная / Публикации / Публикации / «Системный» подход

«Системный» подход

Печать

Безусловно, при разработке системы налоговой оптимизации необходимо просчитать не только налоговую экономию, но и возможные затраты, возникающие при реализации проекта.

В поисках путей выхода из кризиса руководители компаний идут на многое. Но самый популярный метод сокращения затрат – экономия на персонале, которая выражается в увольнениях, сокращениях и урезании зарплат. Между тем есть и другие пути оптимизации расходов - менее болезненные.

Мне доводилось вести дела с очень разными руководителями предприятий. У каждого был свой подход к ведению бизнеса, линия поведения с поставщиками и покупателями, кадровая политика и т. д. Но многих объединяла одна черта – инертность. Прежде всего она выражалась в нежелании что-либо менять в устоявшейся системе работы.

Один выход – «резать»

К чему сводится основная масса антикризисных мер?  Директора максимально снижают общехозяйственные затраты: арендные платежи, расходы на канцелярские товары и другое, увеличивают кредиторскую задолженность, ищут пути снижения налогового бремени. Универсальный способ - уменьшение фонда заработной платы, как правило, за счет увольнения части сотрудников и перераспределения обязанностей среди оставшихся, причем нередко без учета специфики. Один из популярных приемов такого рода: бухгалтеру вменить обязанности юриста, кадровика и офис-менеджера. И стоит ли потом удивляться, что договоры составлены без учета интересов предприятия, по шаблону из Интернета, корреспонденция вовремя не отправлена, а налоговая отчетность составлена с ошибками. Руководитель же успокаивает себя тем, что не сидит сложа руки, сохраняет системный подход в руководстве. Только система работает из рук вон плохо.

Между тем на рынок выходят новые игроки, которые действуют активно и нестандартно, эффективно используют аутсорсинг, «арендуя» чужие знания и умения в своих интересах, активно применяют льготные системы налогообложения. Кроме того, они не обременены старыми кредитами и заложенным имуществом, которое продать невозможно, а содержать приходится. А главное, они не избалованы легкостью ведения бизнеса в предыдущие 5-8 лет. А руководители давно работающих предприятий тем временем ищут виновного в их проблемах. И чаще всего им становится государство. Вот почти традиционное для российских бизнесменов мнение: «В России создана «кабальная» система налогообложения, поэтому работать невозможно».

Действительно, российская налоговая система сложна и неоднозначна, но если очень постараться, всегда можно разработать варианты оптимальной налоговой стратегии для каждого предприятия.

Оптимальная стратегия

Из практики знаю, что многие «отмахиваются» от применения упрощенной системы налогообложения, ссылаясь на то, что без НДС у них никто ничего покупать не будет. На самом деле это заблуждение. В доказательство приведу конкретный пример из практики (реальные экономические показатели существенно упрощены). Производственное предприятие общей численностью 80 человек, с фондом заработной платы 560 тысяч рублей (заработную плату выше семи тысяч в месяц на человека предприятия среднего бизнеса стараются не отражать официально). Основные средства по остаточной стоимости – 54 млн 545 тысяч рублей. Налог на землю составляет 45 тысяч рублей, затраты на энергоносители - 200 тысяч рублей. Предприятие осуществляет производство и реализацию пищевых продуктов в объеме 100 тонн ежемесячно на общую сумму 3 млн 500 тысяч рублей, с учетом НДС (18%) – 533 тысячи 898 рублей. Затраты на приобретение сырья и материалов составляют 2 млн 15 тысяч рублей. Причем на 1 млн рублей приобретается сырье, в том числе НДС (10 %)  - 90 тысяч 909 рублей, а на остальные 1,15 млн материалы с НДС (18 %) - 175 тысяч 424 рублей В сравнительной таблице отражается финансовый конечный результат деятельности с учетом налоговой нагрузки при применении общей системы налогообложения (ОСНО) и упрощенной системы (УСНО). Проанализировав данные, приведенные в таблице,  легко понять: экономия на налогах в месяц составила 346 тысяч 736 рублей. А если учесть, что в тульском регионе ставку налога «упрощенки» планируют снизить до 10%, экономия становится еще более соблазнительной.

Получив столь красочную таблицу, руководитель принял решение сломать установившуюся систему работы на предприятии. Начал самостоятельно «прощупывать» возможные перспективы сотрудничества с покупателями без применения НДС, и в течение двух недель выяснилось, что на самом деле только 30 % уже существующих контрагентов (в основном крупные торговые сети) настаивают на выделении в счете-фактуре НДС. Хотя по утверждениям отдела продаж работать с «упрощенцем» отказывались почти все. Была разработана система функционирования двух юридических лиц с применением обеих систем налогообложения. Причем изменения, произошедшие в целом на предприятии, позволили снизить себестоимость продукции и стать более конкурентоспособными даже в условиях кризиса.

Безусловно, при разработке системы  налоговой оптимизации необходимо просчитать не только налоговую экономию, но и возможные затраты, возникающие при реализации проекта. Также стоит учесть неоднозначную позицию налоговых органов по отношению к подобным системам работы, так как налоговики везде усматривают необоснованную налоговую экономию. Но при грамотной постановке документооборота  вполне реально доказать правомерность налоговой экономии, а вот при применении излюбленной схемы снижения налоговой нагрузки посредством «дружеских» компаний могут возникнуть серьезные проблемы.

Конечный результат

ОСНО УСНО
Затраты: начислено налогов
Фонд з/п 560 000,00
Налоги на ФЗП 145 600,00 78 400,00
Налог на имущество 100 000,00 0,00
Налог на землю 45 000,00 45 000,00
На энергоносители 200 000,00 -30 508,00 0,00
На материалы 1 150 000,00 -175 424,00 0,00
На сырье 1 000 000,00 -90 909,00 0,00
НДС начислено 533 898,00 0,00
Итого: 2 910 000,00 527 657,00 123 400,00
Финансовый результат 62 343,00 466 600,00
Налог на прибыль 12 468,00 69 990,00
Чистая прибыль 49 874,00 396 610,00

 

Наталья Степунина

Об авторе: экономист, консультант по налогам и сборам, генеральный директор ООО  «Специализированное агентство налогового и бухгалтерского консультирования «Финансист»».