Главная / Публикации / Публикации / «Подсудная экономия»

«Подсудная экономия»

Печать

Если налоговые органы доначислят налогов (неважно, по каким основаниям) на сумму, превышающую 500 тысяч рублей, директору грозит наказание, предусмотренное статьей199 УК РФ.

Многие ли руководители утруждают себя изучением тонкостей налогообложения? Увы, большинство в таких вопросах всецело полагаются на бухгалтерию. Однако руководителям предприятий стоит помнить: если сумма налоговых претензий превысит 500 тысяч рублей, уголовная ответственность ждет именно их.

Многие руководители делают серьезную ошибку, не обращая внимания на то, что происходит в бухгалтерии, как оформляются документы и за счет чего главбух достигает налоговой экономии. Основной аргумент: «Я руководитель, а не бухгалтер».  Но по закону в случае неприятностей с налоговой разбираться придется руководителю. А если налоговые органы доначислят налогов (неважно, по каким основаниям) на сумму,  превышающую 500 тысяч рублей, директору грозит наказание, предусмотренное ст.199 Уголовного кодекса РФ.

Буква закона

Статья 199 УК РФ  «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» гласит:

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере;
- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей».

Под прицелом

Ни для кого не секрет, что 99 % предприятий, применяющих общую систему налогообложения, вольно или невольно работали с фирмами, которые налоговики могут признать «однодневками». Любая реально работающая фирма-поставщик через некоторое время может превратиться в фирму, не соответствующую требованиям налоговых органов, то есть перестанет платить налоги, сдавать отчетность, и ее невозможно будет найти по месту регистрации. Тогда  фирме-покупателю придется доказывать, что все проведенные операции действительно обладали экономическим смыслом и обусловлены разумными экономическими причинами.

В последнее время налоговые органы достаточно часто отказывают предприятиям в принятии вычета «входного» НДС и в признании расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли по той причине, что поставщик имеет один из признаков "однодневки". Причем сумма доначислений в таких случаях, как правило, превышает 500 тысяч рублей.  Аргументируя свои претензии, налоговики утверждают, что руководители предприятий не проявляют должной осмотрительности при заключении договоров с такими фирмами. Между тем налогоплательщик, заключивший ряд сделок по приобретению товаров, несет не только гражданско-правовые последствия исполнения указанных сделок, но и налоговые (в виде возможности отнести суммы, уплаченные за товар поставщику, на расходы в виде налоговых вычетов),  имея право принять их только в отношении добросовестных поставщиков, осуществляющих реальную хозяйственно-экономическую деятельность, а не созданных для оказания содействия в получении необоснованной налоговой выгоды.  При этом налоговиков абсолютно не волнует то обстоятельство, что в создании и существовании так называемых «однодневок» виноваты они сами.

На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Поволжского округа в Постановлении от 4 марта 2008 г. по делу N А57-3429/06-25: "Регистрацию организации "однодневки" осуществил налоговый орган, при наличии злоупотреблений при регистрации предприятия, регистрации по утерянному паспорту установить и пресечь нарушения обязан был именно сам налоговый орган. Налоговый орган, зарегистрировав названного контрагента в качестве юридического лица, поставив его на учет, признал его право заключать сделки, нести определенные законом права и обязанности".

Однако многие налогоплательщики уже столкнулись с тем, что именно они несут налоговую ответственность, причем не только за своих поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но и за комитентов (принципалов), которые поручили им исполнение посреднических функций (см. Постановления ФАС Московского округа от 17 апреля 2008 г. по делу N КА-А40/06-08-П и от 25 января 2006 г. по делу N КА-А40/13949-05, ФАС Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2008 г. по делу N Ф04-2342/2008(3408-А03-41), ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. по делу N А56-52665/04.

Наталья Степунина

Об авторе: экономист, консультант по налогам и сборам, генеральный директор ООО  «Специализированное агентство налогового и бухгалтерского консультирования «Финансист»».