Главная / Публикации / Публикации / «Барьер знаний»

«Барьер знаний»

Печать

Знание – сила. Лозунг времен социализма для современного бизнеса актуален как никогда. Особенно если речь идет об отношениях с фискальными органами. Многочисленные проверки прекратить – сказали на «самом верху». Между тем налоговое законодательство все, что связано с проверками, давно регламентировало.

Отчетность за 2009 год сформирована и сдана в налоговую инспекцию, однако налоговые органы еще в течение трех лет имеют право проводить мероприятия налогового контроля. По закону фискалы могут осуществлять только два вида проверок: камеральные и выездные.

Знаешь – живи спокойно

Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации по месту нахождения налогового органа на основе отчетности и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до полугода. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов, подтверждающих правомерность сделок, у контрагентов, банков и т. п;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководства налогового органа, проводящего указанную проверку.

Документы – на стол

На тот период, пока проверка приостановлена,  действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика приостанавливаются. Налогоплательщику в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Кроме того, приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

При проведении проверки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе:

  • опрашивать свидетелей;
  • производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица, либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом;
  • истребовать необходимые для проверки документы посредством вручения должностному лицу (его представителю) требования о представлении документов. Затребованные документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК.
  • истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
  • производить выемку документов и предметов. Выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, и подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
  • назначить проведение экспертизы. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Выводы и санкции

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку, или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом руководитель, заместитель руководителя налогового органа извещает лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается срок, в течение которого можно обжаловать указанное решение, а также порядок обжалования.

Наталья Степунина

Об авторе: экономист, консультант по налогам и сборам, генеральный директор ООО  «Специализированное агентство налогового и бухгалтерского консультирования «Финансист»».