Главная / Публикации / Публикации / Оптимизация налогообложения

Оптимизация налогообложения

Печать

Самые популярные схемы снижения налоговой нагрузки – использование услуг фирм-«однодневок». «Обналичка» в них обходится в 5-12% от суммы перечисленных средств.

Даже самым законопослушным компаниям совсем не хочется стать объектом тотального контроля со стороны налоговых органов. Если в период кризиса вам удалось сохранить «белые» схемы оборота денег, это еще не гарантирует отсутствие проверок – полномочий у сотрудников фискальных органов с каждым годом становится все больше.

За последние полгода доходы государства от реализации сырьевых ресурсов существенно снизились. Государственный бюджет на 2009 год утвержден с дефицитом, который предполагается гасить из резервного фонда. Но не стоит обольщаться видимой простотой этого решения. Премьер-министр Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что бюджет ближайших лет будет формироваться практически полностью за счет налоговых поступлений, и наказание за уклонение от уплаты налогов будет жестким.

Стоит напомнить: в Налоговом кодексе предусмотрены существенные штрафные санкции, которые налоговики начисляют весьма методично. И если раньше штрафы могли быть взысканы только после арбитражного разбирательства, то теперь налоговая инспекция имеет право в бесспорном порядке истребовать их уплату.

«Серые оптимизаторы»

Основную налоговую нагрузку формируют налоги, начисляемые с фонда заработной платы, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Самые популярные схемы снижения налоговой нагрузки – использование услуг фирм-«однодневок». Заключение договоров с такими фирмами автоматически решает все проблемы с начислением и уплатой налогов. Стоимость услуг по «обналичке» варьируется в пределах 5-12% от суммы перечисленных денежных средств. Безусловно, на первый взгляд, такая налоговая экономия очень привлекательна. Но и органы государственного контроля тоже прекрасно знают практически все варианты оптимизации, связанные с применением «серых» схем. И мишенью для налоговиков являются не «однодневки», а те предприятия, которые с ними работают. Наше законодательство в плане формирования выше упомянутых налогов длительное время существенно не менялось, поэтому поле деятельности «серых оптимизаторов» давно изучено налоговиками. К настоящему времени арбитражная практика сформировалась далеко не в пользу налогоплательщиков. Поэтому те варианты оптимизации, которые были хороши несколько лет назад, сегодня могут привести не только к огромным доначислениям налогов, но и к потере бизнеса.

Подозрительные основания

Наверняка многие руководители предприятий, зарегистрированных в Туле и Тульской области, уже получили «письма счастья» от своих налоговых инспекций с требованием разъяснить в письменной форме, почему по оборотам 4 квартала 2008 года удельный вес сумм налоговых вычетов в общей сумме налога превышает 90 процентов. И это только начало. Те предприятия, которые увлеклись оптимизацией и в годовом отчете по прибыли покажут убыток, могут получить еще несколько писем с требованием объяснить, почему их деятельность не соответствует целям и задачам, прописанным в уставе. Ведь для любой коммерческой организации основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли (ГК РФ п.1 ст.50 ч.1).

Как показывает практика, вполне возможна ситуация, когда организация заключает договор с вполне благополучной компанией, проверив предварительно документы, подтверждающие ее реальное существование и полномочия ее должностных лиц, а при проведении проверки налоговики отказывают в учете расходов и вычетов по НДС, потому что контрагент, по их мнению, является «однодневкой». В таких случаях необходимо доказывать реальность сделки и подтверждать, что должная предусмотрительность все-таки была проявлена при заключении договора. В качестве аргументов можно предоставить фискальным органам следующие документы:

  • копии свидетельств ИНН, ЕГРН, устава и т.д. (желательно нотариально заверенные);
  • переписку, предварительные соглашения, командировки сотрудников, предшествующие заключению договора поставки;
  • документы, подтверждающие наличие у поставщика офисных и складских помещений;
  • подробные договоры на поставку продукции или оказание услуг с условиями поставки, оплаты, ответственностью сторон, с указанием пунктов погрузки и разгрузки, с указанием, чьим транспортом и за чей счет производится транспортировка товара, и т.п.;
  • правильно оформленные товаросопроводительные документы, например, товарно-транспортные накладные, путевые листы;
  • документы складского учета, подтверждающие факт получения товара;
  • счет-фактура, оформленная в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Хочу предостеречь от самой распространенной ошибки: сверяйте подписи ответственных лиц в приказе, уставе с подписями на документах, которые вам выдаются при сделке. Одного несовпадения подписей может оказаться достаточно для того, чтобы компания потеряла расходы и вычеты по НДС.

Однако если ваша организация попала под особый контроль налоговиков, то, вероятнее всего, вам придется отстаивать свои интересы в арбитражном суде. Лучше всего не привлекать внимание налоговых органов к своему предприятию. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, полезно больше узнать о том, как инспекции планируют налоговые проверки.

Фискальные критерии

У налоговой службы есть свои внутренние критерии, по которым отбираются компании, достойные особого внимания. ФНС России определило категории налогоплательщиков, для которых пристальное внимание инспекций должно быть неизбежностью. К этой группе относятся:

  • налогоплательщики, имеющие статус «крупнейших»;
  • предприятия, по которым имеется информация из внешних источников, свидетельствующая о наличии налоговых правонарушений;
  • организации, рекомендованные к налоговой проверке «зарплатной» комиссией;
  • индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, получившие в прошлом налоговом периоде доходы в сумме свыше 100 млн рублей;
  • компании, соответствующие общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков.

Разъяснение по последнему пункту утверждено Приказом ФНС России от 30.05.2007 года №ММ-3-06/333:

  1. Налоговая нагрузка данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли.
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ или услуг.
  5. Сумма заработной платы ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению показателей, представляющих право применять спецрежимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем сумм расходов, максимально приближенных к сумме его дохода, полученного за год.
  8. Работа с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия деловой цели.
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений налоговому органу.
  10. «Миграция» между налоговыми органами.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы по данным статистики.

Наталья Степунина

Об авторе: экономист, консультант по налогам и сборам, генеральный директор ООО  «Специализированное агентство налогового и бухгалтерского консультирования «Финансист»».

«Серые оптимизаторы»

Основную налоговую нагрузку формируют налоги, начисляемые с фонда заработной платы, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Самые популярные схемы снижения налоговой нагрузки – использование услуг фирм-«однодневок». Заключение договоров с такими фирмами автоматически решает все проблемы с начислением и уплатой налогов. Стоимость услуг по «обналичке» варьируется в пределах 5-12% от суммы перечисленных денежных средств. Безусловно, на первый взгляд, такая налоговая экономия очень привлекательна. Но и органы государственного контроля тоже прекрасно знают практически все варианты оптимизации, связанные с применением «серых» схем. И мишенью для налоговиков являются не «однодневки», а те предприятия, которые с ними работают. Наше законодательство в плане формирования выше упомянутых налогов длительное время существенно не менялось, поэтому поле деятельности «серых оптимизаторов» давно изучено налоговиками. К настоящему времени арбитражная практика сформировалась далеко не в пользу налогоплательщиков. Поэтому те варианты оптимизации, которые были хороши несколько лет назад, сегодня могут привести не только к огромным доначислениям налогов, но и к потере бизнеса.

 

Подозрительные основания

Наверняка многие руководители предприятий, зарегистрированных в Туле и Тульской области, уже получили «письма счастья» от своих налоговых инспекций с требованием разъяснить в письменной форме, почему по оборотам 4 квартала 2008 года удельный вес сумм налоговых вычетов в общей сумме налога превышает 90 процентов. И это только начало. Те предприятия, которые увлеклись оптимизацией и в годовом отчете по прибыли покажут убыток, могут получить еще несколько писем с требованием объяснить, почему их деятельность не соответствует целям и задачам, прописанным в уставе. Ведь для любой коммерческой организации основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли (ГК РФ п.1 ст.50 ч.1).

Как показывает практика, вполне возможна ситуация, когда организация заключает договор с вполне благополучной компанией, проверив предварительно документы, подтверждающие ее реальное существование и полномочия ее должностных лиц, а при проведении проверки налоговики отказывают в учете расходов и вычетов по НДС, потому что контрагент, по их мнению, является «однодневкой». В таких случаях необходимо доказывать реальность сделки и подтверждать, что должная предусмотрительность все-таки была проявлена при заключении договора. В качестве аргументов можно предоставить фискальным органам следующие документы:

- копии свидетельств ИНН, ЕГРН, устава и т.д. (желательно нотариально заверенные);

- переписку, предварительные соглашения, командировки сотрудников, предшествующие заключению договора поставки;

- документы, подтверждающие наличие у поставщика офисных и складских помещений;

- подробные договоры на поставку продукции или оказание услуг с условиями поставки, оплаты, ответственностью сторон, с указанием пунктов погрузки и разгрузки, с указанием, чьим транспортом и за чей счет производится транспортировка товара, и т.п.;

- правильно оформленные товаросопроводительные документы, например, товарно-транспортные накладные, путевые листы;

- документы складского учета, подтверждающие факт получения товара;

- счет-фактура, оформленная в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Хочу предостеречь от самой распространенной ошибки: сверяйте подписи ответственных лиц в приказе, уставе с подписями на документах, которые вам выдаются при сделке. Одного несовпадения подписей может оказаться достаточно для того, чтобы компания потеряла расходы и вычеты по НДС.

Однако если ваша организация попала под особый контроль налоговиков, то, вероятнее всего, вам придется отстаивать свои интересы в арбитражном суде. Лучше всего не привлекать внимание налоговых органов к своему предприятию. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, полезно больше узнать о том, как инспекции планируют налоговые проверки.

 

Фискальные критерии

У налоговой службы есть свои внутренние критерии, по которым отбираются компании, достойные особого внимания. ФНС России определило категории налогоплательщиков, для которых пристальное внимание инспекций должно быть неизбежностью. К этой группе относятся:

- налогоплательщики, имеющие статус «крупнейших»;

- предприятия, по которым имеется информация из внешних источников, свидетельствующая о наличии налоговых правонарушений;

- организации, рекомендованные к налоговой проверке «зарплатной» комиссией;

- индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, получившие в прошлом налоговом периоде доходы в сумме свыше 100 млн рублей;

- компании, соответствующие общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков.

Разъяснение по последнему пункту утверждено Приказом ФНС России от 30.05.2007 года №ММ-3-06/333:

1. Налоговая нагрузка данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ или услуг.

5. Сумма заработной платы ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное приближение к предельному значению показателей, представляющих право применять спецрежимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем сумм расходов, максимально приближенных к сумме его дохода, полученного за год.

8. Работа с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия деловой цели.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений налоговому органу.

10. «Миграция» между налоговыми органами.

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы по данным статистики.